Вопросы воспитания правильного поведения у детей рано или поздно встают перед любым родителем, и наказание — последняя мера, к которой должно прибегать, если остальные способы поддержания дисциплины оказались недейственными. Но как объяснить ребенку, что он не прав, не подорвав при этом свой авторитет?
В современном мире перед нашими детьми встает множество соблазнов, и их поведение далеко не всегда оказывается правильным в той или иной ситуации. Задачей родителей является помощь своему ребенку в выборе правильного направления в жизни. Поощрение и мотивация также являются важнейшими методами воспитания, но совсем обойтись без наказаний нельзя. Ребенок растет в обществе, где у него есть и свобода развития, и в то же время она ограничена определенными рамками общепринятых правил. Перед родителями стоит сложная задача – научить своего ребенка соблюдать эти нормы и правила, оставаясь индивидуальностью.
За нарушение правил общества следует наказание, иначе ребенок никогда не поймет, что их необходимо придерживаться всегда.
Способ и мера наказания должны соответствовать тому проступку, который совершил ребенок. Конечно, здесь необходимо учитывать и возраст. Есть мнение, что детей до пяти лет наказывать вообще не стоит. Я в этом случае придерживаюсь золотой середины, т.е. наказание за плохой поступок должно быть, но сразу или как можно быстрее после его совершения, чтобы маленький ребенок запомнил, за что его наказали. При этом во всех своих действиях по отношению к ребенку нужно и должно руководствоваться чувством любви, тогда и он будет отвечать вам взаимностью.
Рассмотрим типичные случаи и соответствующие этим случаям правильные наказания.
Случай 1. Мама, папа и маленький Данила идут по улице. Они видят прилавок с конфетами, ребенок просит родителей купить их ему. Мама говорит: «Данила, придем домой, я дам тебе конфетку, на улице нельзя кушать!» Ребенок закатывает истерику, но мама делает вид, что не обращает на это внимания, и продолжает спокойно разговаривать с папой. Данила понимает, что у него ничего не вышло, успокаивается, и они идут дальше.
Вывод: нельзя идти на поводу у ребенка. Сразу нужно дать ему понять, кто главный в ситуации. Действовать обоим родителям всегда нужно слаженно, сообща. Нельзя допускать физическое насилие, везде где есть возможность надо пробовать объяснить ситуацию словами.
Случай 2. В садике. Мальчик Ваня не хочет ложиться спать, когда для всех остальных детей уже объявлен тихий час. Воспитательница не стала наказывать его при всех, а отвела в кабинет и объяснила, что днем детки должны спать, чтобы вырасти большими и сильными. На следующий день перед тихим часом она зашла к ребятам и сказала, что если они днем не будут спать, то не пойдут на прогулку после обеда.
Вывод: если ребенок совершил плохой поступок, нельзя наказывать его при всех, чтобы не унизить и не оскорбить его достоинство. В противном случае у него могут с детства развиться комплекс неполноценности и заниженная самооценка. Иногда достаточно просто объяснить ему, что он совершил и за что наказан.
Ребенок должен знать, что если нарушает установленные нормы поведения, его ждет наказание. Если же он рассчитывает остаться безнаказанным, то тут уже никакие правила ему не помогут.
Задача родителей – объяснить, за что они собираются наказать ребенка. Укажите при этом точно, что ребенок сделал неправильно и за какой конкретно проступок вы его наказываете. Не забывайте всегда говорить, что вы его любите, но некоторые действия недопустимо совершать. После наказания забудьте о его проступке, но дайте понять, что это произойдет каждый раз, как такое повторится. Главное, чтобы ребенок осознал свою вину, тогда прежде чем делать, он сначала подумает – стоит ли нарушать правила. В этом и есть суть правильного наказания.
|